+7 (800) 234-92-75 (РФ)

+7 (843) 206-50-90 (для ин. граждан)

46.04.01 История (профиль: Россиеведение; Историческая империология; Публичная история; Охрана и управление объектами историко-культурного наследия; Искусственный интеллект и цифровая история ) (для приема иностранных граждан)

Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт международных отношений

О программе

Образовательная программа направлена на подготовку магистров, обладающих необходимыми компетенциями и квалификацией для исследовательской работы в различных областях истории, а также подготовленных для преподавательской деятельности в высших учебных заведениях.

Язык обучения Русский

Форма обучения Очная

Срок обучения 2 года

Вступительные испытания

Бюджетных мест 0

Платных мест 2

Стоимость обучения,
рублей в год
210 000

Узнать больше

Проходной балл 2023

Профили

Обучение по направлению «История», профиль «Россиеведение» нацелено на исследование и изучение истории России в ее социокультурном и политическом измерениях, включая ее отражение в источниках, исследование социальной реальности прошлого на основе анализа исторических источников с использованием междисциплинарных методов познания. Обучение по направлению «История», профиль «Россиеведение» нацелено на исследование и изучение истории России в ее социокультурном и политическом измерениях, включая ее отражение в источниках, исследование социальной реальности прошлого на основе анализа исторических источников с использованием междисциплинарных методов познания. Магистры, подготовленные по направлению «История», профиль «Россиеведение», ориентированы на консультативную работу в области экспертизы документов, поиска и обработки информации. Область профессиональной деятельности магистров по направлению данного профиля включает научно-исследовательскую, преподавательскую, организационно-управленческую, экспертно-аналитическую и культурно-просветительскую работу. Казанский университет находится в центре полиэтничного и поликонфессионального региона России, который дает возможность обучаться в условиях сосуществования различных культур, что придает благоприятный комфортный режим познавательному процессу изучения российской истории.
Концепция магистерской программы «Историческая империология» состоит в сочетании теоретических и исторических подходов к изучению истории империй. В этом и заключается уникальность данной магистерской программы и отличает ее от аналогичных, поскольку существующий опыт реализации подобных магистерских программ включает либо изучение империй с политологической точки зрения, либо ориентирован на российский опыт империостроительства. Первый теоретический блок предусматривает курсы, посвященные развитию идеи империи в мировой истории, зарождению и развитию теоретико-методологических подходов к исторической империологии. Второй конкретно-исторический блок включает курсы, показывающие специфику имперских образований на разных этапах истории человеческого общества (в период древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени), как на Востоке, так и на Западе. В период обучения на магистерской программе «Историческая империология» студенты принимают участие в научных конференциях, выступают с докладами и готовят научные публикации. В качестве дополнительного компонента профессиональной подготовки предполагается изучение магистрантами по выбору одним из двух классических языков исторической специальности (латинским или древнегреческим), углубление подготовки в сфере иностранных языков, полученной на уровне бакалавриата. Программа магистратуры "Историческая империология" предполагает изучение империй в их многообразии как общечеловеческого феномена, возникающего в ходе развития государственности и того, как в рамках существования империй формируется государственная идеология, политические и общественные институты, историческая память, национальная, культурная и гражданская идентичность социума. Междисциплинарный характер подготовки ориентирован на деятельность в качестве экспертов, аналитиков, научных консультантов, преподавателей, научных сотрудников и иных сотрудников в учреждениях общего среднего и высшего образования; научных учреждениях и организациях.
Магистерская ОП «Охрана и управление объектами историко-культурного наследия» - это уникальная инновационная междисциплинарная программа, сочетающая в себе возможность получить теоретический и практический опыт, обучаясь у экспертов в культуроохранной области. Уникальность ОП заключается: 1. РТ и Казань являются идеальной научно-практической базой для изучения опыта в сфере культуроохранной деятельности; 2. Ориентированность как на взаимодействие с государственными структурами в данной сфере, так и на коммуникацию с общественными организациями, НКО, сообществами; 3. Наличие научной и профессиональной коммуникации со специалистами, пользующимися высоким авторитетом в своих областях, участие в научных мероприятиях; 4. Баланс между теоретическим и практическим образованием.
Программа нацелена на изучение возможностей применения цифровых методов в исторической науке, в частности технологий искусственного интеллекта, особенностей составления технических заданий, руководства и реализации проектов в данной сфере, то есть на подготовку Data Manager-специалиста, в задачи которого не входит непосредственная разработка продукта, но обладающего достаточными знаниями о предметной области, чтобы грамотно и эффективно управлять проектом. Он должен знать, что можно сделать при помощи современных технологий в истории, а что – нельзя, уверенно владеть терминологией и методами предметной области, а также иметь хорошие навыки в техниках управления проектами и стартапами. Программа предполагает практическое освоение уже существующих и зарекомендовавших себя методов цифровых гуманитарных исследований, таких как: технологии оцифровки исторических источников и компьютерная графика, машинное обучение и нейронные сети, обработка текстов на естественном языке, компьютерное зрение и анализ изображений, программирование на языке Python, основы back-end front-end разработки и др. Значительную часть обучения составит работа над исследовательским проектом/стартапом. Поступить на программу могут выпускники гуманитарных, инженерных, технических, естественнонаучных направлений подготовки. В ходе работы над проектом студенты, закончившие разные направления бакалавриата и специалитета, смогут объединиться для реализации междисциплинарных командных проектов в сфере цифровой истории.

Цель программы

Формирование широкого спектра практических, теоретических и исследовательских навыков в области сохранения историко-культурного наследия (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия).

Программа «Историческая империология» нацелена на подготовку специалистов, которые получат как теоретическое, так и конкретно-историческое знание о государствах имперского типа в широком хронологическом и географическом диапазоне. Актуальность магистерской программы заключается в том, что она ориентирована на изучение исторического опыта империй в мировом контексте. Соответственно программа органично интегрируется в мировое научно-образовательное пространство, а её новизна заключается в междисциплинарном характере, а также в отсутствии аналогичной программы в российских вузах.

Основная цель магистерской программы «Россиеведение» – подготовка высококвалифицированных специалистов в области отечественной истории. Программа магистратуры «Россиеведение» ориентирована на изучение цивилизационных особенностей России, которые рассматриваются на различных уровнях: политическом, социально-экономическом, культурном и этнокультурном. Междисциплинарный характер подготовки ориентирован на профессиональную деятельность в сфере образования и науки, культуры и искусства. Выпускники могут работать в качестве специалистов в области воспитания, сотрудников научных организаций, педагогов основного общего и среднего общего образования, преподавателей образовательных организаций высшего образования, экскурсоводов, специалистов по учету музейных предметов, хранителей музейных ценностей, архивистов.

Подготовка экспертов-аналитиков, которые могут осуществлять профессиональную деятельность в области «Образование и наука» (в сферах: основного общего образования, среднего общего образования, профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования; научных исследований).  (Искусственный интеллект и цифровая история)

Вы получите

  • Организация и проведение фундаментальных исследований (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия).

  • Владение навыками научной коммуникации (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия).

  • Планирование, разработка и внедрение результатов авторского исследования (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия).

  • Освоение технологий управления историко-культурным наследием (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия).

  • Проведение мониторинга, исследования и анализа состояния объектов историко-культурного наследия (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия).

  • Готовность внедрять наиболее успешные практики сохранения и презентации историко-культурного наследия (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия).

  • Выпускник, освоивший программу, может работать в аналитических центрах, в общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля; в печатных и электронных средствах массовой информации; в органах государственного управления и местного самоуправления; в профильных академических институтах и научно-исследовательских институтах; в образовательных организациях профессионального и высшего образования; в архивах, музеях. (Историческая империология)

  • Понимание общественно-исторических процессов и явлений в их политических, социокультурных, экономических измерениях в исторической ретроспективе и современном состоянии, их отражение в исторических источниках, которые являются основой для понимания общественно-политических реалий прошлого и настоящего. (Россиеведение)

  • Готовность работать в экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля; в средствах массовой информации (включая электронные), органах государственного управления и местного самоуправления в качестве консультантов, в сфере преподавания в образовательных организациях, в архивах, музеях, в профильных научно-исследовательских учреждениях. (Россиеведение)

  • Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач. В качестве дополнительного компонента профессиональной подготовки предполагается изучение и овладение выпускниками двумя современными иностранными языками. (Россиеведение)

  • Компетентность в вопросах межличностного и межкультурного взаимодействия. Казанский университет находится в центре полиэтничного и поликонфессионального региона России, который дает возможность обучаться в условиях сосуществования различных культур, что придает благоприятный комфортный режим познавательному процессу изучения истории. (Россиеведение)

  • Мы готовим уникальных специалистов, востребованных в гуманитарной сфере, способных руководить и реализовывать проекты в области цифровой истории с применением технологий искусственного интеллекта (Искусственный интеллект и цифровая история)

Ключевые дисциплины

Охрана и управление объектами историко-культурного наследия

  • Менеджмент и маркетинг историко-культурного наследия
  • Международное законодательство по охране Всемирного культурного наследия
  • История и методология изучения культурного и природного наследия
  • Цифровая культура и цифровые проекты по сохранению культурного и природного наследия
  • Основы консервации и реставрации объектов культурного наследия
  • Всемирное культурное наследие: региональные особенности
  • История вандализма культурного наследия
  • Обеспечение безопасности историко-культурного наследия
  • Современные кураторские практики
  • История ЮНЕСКО и консультативных органов
  • Археологическое наследие и способы его изучения и презентации
  • Этнографическое наследие и способы его изучения и презентации
  • Нематериальное культурное наследие и способы его изучения и презентации
  • Архитектурное наследие и способы его изучения и презентации
  • Индустриальное наследие и способы его изучения и презентации
  • Памятниковедение и the memory studies
  • Управление туристскими потоками на объектах культурного и природного наследия для людей с ограниченными возможностями
  • Детские программы на объектах культурного и природного наследия
  • Национальные и региональные программы управления объектами Всемирного культурного наследия Республики Татарстан
  • Опыт управления объектами Всемирного культурного наследия Республики Татарстан

Историческая империология

  • Теоретико-методологические подходы к исторической империологии
  • Имперская идея в мировой истории
  • Имперское историческое наследие в культуре и искусстве
  • Имперская тематика в массовой культуре и публичном пространстве
  • Римская империя в Средиземноморском пространстве
  • Первая и Вторая империи во Франции
  • Османская империя на Западе и Востоке

Россиеведение

  • Российская цивилизация: основные проблемы и динамика развития
  • Историческая политическая география России
  • Социальная история России имперского периода
  • Культурная история России нового времени: между традицией и новацией
  • Политические институты Российской империи и Советского государства
  • Региональная история России
  • Окраины Российской империи
  • Визуальная история России
  • Российский город как локус пространства повседневности
  • Актуальные вопросы изучения истории России в отечественной историографии
  • История общественно-политической мысли в России имперского периода
  • Государственно-конфессиональные отношения в России
  • Источниковедение истории России: характеристика и методика анализа
  • Ритуалы императорской власти в России
  • Меценатство и благотворительная деятельность российского купечества в XIX - начале XX вв.
  • Аграрный вопрос в российском политическом процессе (конец XIX - первая четверть XX вв.)
  • Вещно-предметный мир советского человека

Мы готовим уникальных специалистов, востребованных в гуманитарной сфере, способных руководить и реализовывать проекты в области цифровой истории с применением технологий искусственного интеллекта

  • Цифровая история: основные тренды развития
  • История развития систем искусственного интеллекта
  • Российские и зарубежные исторические проекты с применением искусственного интеллекта
  • Технологии оцифровки исторических источников и компьютерная графика
  • Машинное обучение и нейронные сети
  • Обработка текстов на естественном языке
  • Основы back-end front-end разработки
  • Компьютерное зрение и анализ изображений
  • Программирование на языке Python
  • Технология создания стартапа
  • Защита интеллектуальной собственности и лицензирование программных продуктов
  • Правовые аспекты использования искусственного интеллекта
  • Управление IT-проектами
  • Проектный практикум
  • Движение исторической реконструкции: прикладные аспекты научного знания
  • История в игровом пространстве
  • Основы креативного мышления
  • Управление личной эффективностью
  • Эффективные переговоры
  • Техники публичных выступлений и презентаций

Научная деятельность

  • Роль культурного и природного наследия в жизнедеятельности общества. (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия)
  • Механизмы и практики культурного наследования. Их историческая обусловленность. (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия)
  • Структура культурного наследия. (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия)
  • Культурно-историческая память и культурное наследие. (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия)
  • Охрана культурного и природного наследия. Формы и методы сохранения культурного и природного наследия. (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия)
  • Подходы к изучению культурных форм и практик в memory studies. (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия)
  • История империй Запада и Востока (Историческая империология)
  • История античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени (Историческая империология)
  • Политическая, социально-экономическая и культурная история России: исторические, источниковедческие и историографические аспекты», «Теория и методика преподавания истории в средней и высшей школе», «Актуальные проблемы историографии и источниковедения отечественной истории
  • Написания выпускной квалификационной работы
  • Прохождения проектной, научно-исследовательской и преддипломных практик
  • Участия в научных мероприятиях (кафедра ежегодно является организатором всероссийских и международных конференций, традиционными являются Всероссийская научная студенческая конференция «Шарифжановские чтения», Международная Школа-конференция молодого ученого)
  • Участия в работе научных кружков (при кафедре работают СНО «Глобус» и «Смыслы цифры»

Базы практик

Научно-исследовательская практика

база практики журнал «Наследие и современность» ИМО КФУ

Педагогическая практика

кафедра всемирного культурного наследия ИМО КФУ

Преддипломная практика

Государственные и муниципальные органы власти (Министерство культуры РТ, Комитет РТ по охране объектов культурного наследия, Управление культуры Исполнительного комитета г. Казани).

Музейные учреждения (Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»,  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск», Национальный музей РТ).

 

Научно-исследовательская практика

Научно-исследовательская практика магистрантов включает в себя планирование научно-исследовательской работы (выбор и формулировка исследовательской проблемы, определение параметров диссертации), изучение источниковой базы диссертации, теоретические и практические исследования, подготовку тезисов и статей по теме исследования.

Производственная практика (педагогическая практика)

Производственная практика (педагогическая практика) проходится студентами на 2 курсе обучения. Она направлена на формирование практических профессиональных навыков педагогической работы и укрепление коммуникативных навыков. Практика реализуется на базе кафедры отечественной истории и архивоведения. За время прохождения студенты получают возможность ознакомиться с условиями работы в высшем учебном заведении, обменяться опытом с действующими преподавателями для освоения методик обучения и воспитательной работы, а также приобрести навыки самостоятельного ведения учебной работы.

Научно-исследовательская работа (учебная практика)

Цель прохождения практики – получение опыта научно-исследовательской деятельности для решения профессиональных задач.

Основными задачами практики являются:

— ознакомление с содержанием научно-исследовательской деятельности, ее этапами и их содержанием;

— подготовка студента к написанию научно-исследовательских и аналитических материалов по профилю деятельности.

Место прохождения – кафедра регионоведения и цифровой гуманитаристики КФУ.

Проектная практика (производственная практика)

Цель прохождения практики – получение опыта проектной деятельности для решения профессиональных задач.

Основными задачами практики являются:

— ознакомление с содержанием проектной деятельности, структурой и этапами реализации проекта;

— развитие навыков социального взаимодействия и умения реализовывать командные проекты и руководить ими;

Место прохождения – кафедра регионоведения и цифровой гуманитаристики КФУ.

Преддипломная практика

Основной целью практики является ознакомление с основными видами и задачами будущей профессиональной деятельности, а также важными элементами научно-исследовательской работы. В частности, практика предполагает закрепление теоретических и практических знаний, полученных при обучении, и их применение на практике, которая завершается оформлением отчета по практике и завершением написания выпускной квалификационной работы.

Место прохождения – кафедра регионоведения и цифровой гуманитаристики КФУ.

Преподаватели

Масалова Ольга Алексеевна Руководитель магистерской программы (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия), кандидат исторических наук, доцент

Валеев Рафаэль Миргасимович Научный руководитель магистерской программы (Охрана и управление объектами историко-культурного наследия), доктор исторических наук, профессор, Вице-президент Российского комитета Международного Совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), зам. председателя Российского национального комитета Всемирного культурного и природного наследия

Тимофеева Людмила Сергеевна кандидат исторических наук, доцент

Ахметова Альбина Робертовна кандидат исторических наук, доцент

Галанин Сергей Федорович кандидат исторических наук, доцент

Галимзянова Лилия Рифхатовна кандидат исторических наук, доцент

Николюк Яна Николаевна преподаватель

Шмелев Дмитрий Викторович д.и.н., профессор

Шадрина Наталья Анатольевна к.и.н., доцент

Ахмадиев Фарит Нафисович к.и.н., доцент

Шмелева Людмила Михайловна к.и.н., доцент

Бикеева Наталья Юрьевна к.и.н., доцент

Зайцев Александр Александрович к.и.н., старший преподаватель

Ибнеева Гузель Вазыховна д.и.н., профессор кафедры отечественной истории и архивоведения

Литвин Александр Алтерович д.и.н., профессор кафедры отечественной истории и архивоведения

Люкшин Дмитрий Иванович к.и.н., доцент кафедры отечественной истории и архивоведения

Михайлов Андрей Юрьевич к.и.н., доцент кафедры отечественной истории и архивоведения

Усманова Диляра Миркасымовна д.и.н., профессор кафедры отечественной истории и архивоведения

Каримова Луиза Каюмовна заведующая кафедрой регионоведения и цифровой гуманитаристики

Камалиева Гульфия Зилифовна доцент кафедры регионоведения и цифровой гуманитаристики

Насыров Ильдар Рустамбекович профессор кафедры регионоведения и цифровой гуманитаристики

Работодатели

Регистрация в системе абитуриента

Оставь заявку и поступи в лучший университет

Инструкция по регистрации: РФ или СНГ

Шаг 1
Шаг 2
пароль должен состоять из латинских букв, минимум 1 строчной и прописной буквы, содержать цифры и быть не меньше 8 символов

Вход в личный кабинет

Регистрация

Забыли пароль?

Восстановить пароль